Меню сайта








  
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 135

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031





Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 17:02

Главная » 2013 » Август » 14 » В НАТО по-пластунски
В НАТО по-пластунски
17:52

Алесь ВОЛЫНСКИЙ

 

В НАТО вступают по-разному. Центрально-восточная Европа в свое время, задрав юбку, ринулась в альянс с воплями, что Россия вот-вот займется реконкистой Европы. В благодарность за правильную ориентацию в геополитическом пространстве центральноевропейцы получили куш в миллиарды долларов "на адаптацию". Сербию загоняют в НАТО пинками. Чтобы знала, зараза, с кем дружить. А Украина вползает в Североатлантический союз тихо-тихо. Дабы не потревожить задремавшего "медведя".

Поверив, что в 2008 году в Бухаресте Совет НАТО дал Киеву от ворот поворот, "Мишка", судя по всему, успокоился и видит блаженный сон о едином пространстве безопасности и сотрудничества от Лиссабона до Владивостока; о Европе, которая теперь навечно - партнер России; о "перезагруженной" Америке и ставшей "травоядной" хищнице-Британии. Ага. Как же! Просто Украина идет в альянс своим путем - по-пластунски. Или ее так ведут. Неважно.

В таком случае придется напомнить, что в Бухаресте Североатлантический совет, хотя и отказался предоставить Украине и Грузии План действий по членству в НАТО (ПДЧ), но в декларации по итогам саммита он однозначно заявил, что эти две страны "станут членами НАТО" ("will become members of NATO") и что альянс начинает "период интенсивных контактов на высоком уровне по еще не решенным вопросам, относящимся к их ПДЧ" [1]. Пока же Киеву было рекомендовано ограничиться рамками программы Партнерства ради мира (ПРМ).

Естественно, возникает вопрос: в чем разница между ПДЧ и ПРМ?

На сайте альянса разъясняется, что "ПДЧ - это программа предоставления советов, помощи и практической поддержки... странам, желающим вступить в НАТО. ... Государства, принимающие участие в ПДЧ, передают индивидуальные годовые программы по их подготовке к возможному членству. Эти программы включают в себя политические, экономические, оборонные, ресурсные, юридические аспекты и аспекты безопасности" [2]. Там же указано, что "процесс ПДЧ предусматривает... ежегодные встречи всех членов НАТО с кандидатами... для оценки их прогресса".

В отличие от Плана действий по членству в НАТО, который имеет всеобъемлющий характер, программа Партнерства ради мира, как поясняет сайт, "позволяет евроатлантическому партнеру построить индивидуальные отношения с НАТО, выбирая собственные приоритеты для сотрудничества" [3].

Посмотреть, какие "собственные приоритеты" выбрал Киев, можно на сайте президента Украины Виктора Януковича, который 5 июля сего года утвердил "Годовую национальную программу сотрудничества Украина-НАТО на 2013 год" [4].

И вот тут возникают сомнения: а ту ли программу Украина взялась выполнять? Не перепутала ли? Потому что подписанный документ по своей структуре полностью укладывается в положения Плана действий по членству в НАТО, далеко выходя за рамки ПРМ.

Можно сформулировать эту мысль иначе: в качестве "собственных приоритетов" Украина выбрала не "практическое двустороннее сотрудничество", а полномасштабную подготовку к членству в Североатлантическом союзе. И это косвенно подтверждается сообщением пресс-службы президента, которая проинформировала общественность, что "годовая национальная программа... разрабатывается... в соответствии с решениями, принятыми во время заседаний Комиссии Украина-НАТО 04.04.2008 в Бухаресте..." [5].

А Бухарестский саммит, напомним, пообещал Украине, что она станет членом альянса и что дальнейшее сотрудничество будет идти именно в этом направлении, т.е. к переходу на уровень выполнения Плана действий по членству в НАТО.

Так что же получается? Украина и НАТО уже перешли к ПДЧ, но просто забыли об этом сообщить украинцам?

Еще раз напомним, что ПДЧ, в отличие от ПРМ, включает в себя "политические, экономические, оборонные, ресурсные, юридические аспекты и аспекты безопасности". А теперь посмотрим структуру 80-страничной "Годовой национальной программы", утвержденной В. Януковичем. Она имеет 4 раздела: "Политические и экономические вопросы", "Оборонные и военные вопросы", "Ресурсные вопросы", "Вопросы безопасности". И все пункты программы предусматривают перевод всей "жизнедеятельности" украинского государства на стандарты НАТО, в то время как целью Партнерства ради мира является всего лишь "...уменьшение угроз миру и укрепление отношений безопасности между отдельным евроатлантическим партнером и НАТО, а также между странами-партнерами" [6].

Вот интересно, как укрепят "отношения безопасности" между Североатлантическим альянсом и Украиной, к примеру, следующие положения документа: "создать условия для повышения уровня и качества жизни в соответствии с европейскими стандартами предоставления услуг населению", "создать условия для социально-экономического развития ...для обеспечения стабильности денежной единицы Украины". Или: "усовершенствовать государственную политику относительно малого и среднего предпринимательства с учетом европейского опыта", "усовершенствовать основы осуществления местного самоуправления" и т.д., и т.п.

Естественно, возникает вопрос: причем здесь "украинское местное самоуправление" и военно-политический блок НАТО? Казалось бы, абсурд. Но это только на первый взгляд. Потому что программа, которая из года в год пишется "в традициях ПДЧ", дает возможность Североатлантическому совету в нужный момент заявить, что Украина уже выполнила все необходимые трансформации и может быть приглашена в альянс без каких-либо дополнительных условий.

Для этого от обеих сторон потребуется только политическая воля, а не мифическое "соответствие" Украины стандартам НАТО. Неважно, будет ли Украина что-то там "улучшать" и "усовершенствовать". Все произойдет так, как получилось с приемом в Североатлантический союз Албании. Страна, которая по всем показателям уступает Украине, насквозь пронизана криминалом и коррупцией, бесконечно далека от политических, экономических и социальных "требований", которые натовцы якобы предъявляют к кандидатам, была принята в НАТО в темпе, которого не удостоились даже Польша или, скажем, Чехия. А все потому, что натовцам приспичило.

Выводы из этого следующие: 1) Украина не является внеблоковым государством, 2) руководство Украины осознанно и целеустремленно ведет страну в Североатлантический союз, 3) Киев и Брюссель уже создали предпосылки для того, чтобы в нужный для них момент предоставить Украине членство в НАТО без промедления.

А это, согласитесь, коренным образом меняет ситуацию на границах ОДКБ. Скорее даже уже изменило. По крайней мере, на границах Беларуси и России. И поэтому соседи Украины должны иметь ясное представление о том, где уже сегодня, а не в каком-то далеком будущем пролегает разделительная линия в Европе, которую в Москве и Минске пока то ли не хотят замечать, то ли делают вид, что не замечают.

Отказ Киева от экономической интеграции в рамках Таможенного союза показывает, что Россия, Беларусь и Казахстан не смогут создать условия, при которых взаимные экономические интересы являлись бы для Украины сдерживающим фактором, если отношения между ОДКБ и НАТО по какой-либо причине начнут ухудшаться. Следовательно, странам ТС потребуются иные инструменты обеспечения своей безопасности на западном направлении. И в том, что касается Украины, эти инструменты вовсе не обязательно будут иметь военный характер. По крайней мере, пока.

Нельзя исключать того, что в Москве, Минске и Астане рано или поздно придут к выводу, что Украина - потенциально враждебное государство, способное стать (а в чем-то уже ставшее) инструментом НАТО, а это значит - инструментом, прежде всего, англосаксонской политики на постсоветском пространстве. И на это обстоятельство никак не влияет то, что народ Украины в большинстве своем продолжает относиться к Беларуси, Казахстану и России доброжелательно, а к членству Украины в НАТО - негативно. Украинская элита настолько оторвана от интересов своих граждан, что абсолютно не принимает во внимание мнение общества. Поэтому смена персоналий в руководстве Украины в обозримом будущем не изменит ее внешнюю политику. Все политические силы, реально претендующие на власть, исповедуют курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, то есть на членство Украины в ЕС и НАТО.

Вполне вероятно, что государствам ОДКБ придется принять по отношению к Украине превентивные меры, которые должны уменьшить степень угрозы с ее стороны. Одной из таких мер может стать, например, деиндустриализация украинской экономики, что в целом, хотя и по другой причине, совпадает с интересами стран ЕС и не вызовет у них негативной реакции.

Если Киев не изменит своего отношения к полноценному вступлению в Таможенный, а в перспективе - в Евразийский экономический союз, то страны ТС могут поспособствовать тому, чтобы промышленность Украины перестала существовать. Это значительно снизит ее военный потенциал, а также уменьшит финансовые возможности по приобретению и использованию современной военной техники, особенно средств нападения. Крушение промышленности повлечет за собой снижение образовательного уровня, рост безработицы и эмиграцию значительной части населения, способного к военной службе и выполнению квалифицированной работы. Деиндустриализация Украины не позволит Североатлантическому союзу использовать ее научный, промышленный и людской потенциал для усиления наступательных и оборонительных возможностей альянса. Попутно Украина покинет рынки промышленной продукции, на которых она конкурировала со странами ТС.

Если по-человечески, то это жестоко. Но такова Realpolitik. Раз уж Киев выбрал курс на членство Украины в НАТО, то в Таможенном союзе могут прийти к выводу, что пространство к западу от России и к югу от Беларуси должно быть заблаговременно очищено от технологий и средств производства, которые могут быть использованы против соседей в военных целях. Россия и ее союзники по ОДКБ не способны помешать использованию Североатлантическим союзом территории Украины для размещения здесь военных баз альянса, но в их возможности хотя бы не допустить слияния натовского и украинского военного и промышленного потенциалов.

Таким образом, может осуществиться мечта одного киношного персонажа, анархиста времен Гражданской войны, чтобы на Украине остались только люди и кони. Но коней больше.

 

[1] www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_8443.htm

[2] www.nato.int/cps/en/natolive/topics_37356.htm

[3] www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm

[4] www.president.gov.ua/documents/15898.html

[5] news24ua.com/yanukovich-izdal-novyy-ukaz-o-sotrudnichestve-s-nato

[6] www.nato.int/cps/en/natolive/topics_50349.htm

Источник: http://trueinform.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=17982
Просмотров: 315 | Добавил: СОКОЛ22 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz