Европарламент подчеркивает недопустимость давления РФ на "Восточное партнерство" и призывает уважать суверенный выбор стран, которые стремятся интегрироваться в ЕС. Об этом говорится в принятой 12 сентября 2013 г. в Страсбурге резолюции законодательного органа ЕС относительно давления России на страны "Восточного партнерства" в контексте проведения Вильнюсского саммита, сообщает ИА "Укринформ". "(Европарламент) призывает Российскую Федерацию воздержаться от оказания давления на восточных партнеров и в полной мере уважать их суверенное право на собственный политический выбор", - подчеркивается в резолюции. Депутаты выразили обеспокоенность по поводу того, что на заключительном этапе перед подготовкой к подписанию и парафированию соглашений об ассоциации с восточными партнерами на саммите в Вильнюсе эти страны начали испытывать давление в разных формах. "(Европарламент) считает это давление неприемлемым", - также подчеркивается в документе. Европарламентарии подтвердили свою поддержку подписания или парафирования соглашений об ассоциации на саммите в Вильнюсе с теми странами "Восточного партнерства", которые готовы к этому и желают это сделать. "(Европарламент) обращается к Еврокомиссии и Совету ЕС выйти с дальнейшими конкретными, эффективными мерами для поддержки стран-партнеров", - отдельно указано в резолюции. Кроме этого, евродепутаты выразили убеждение, что политические и экономические реформы в странах "Восточного партнерства", которые основываются на ценностях и стандартах ЕС, непременно состоят в интересах самой России, ведь расширят регион стабильности, процветания и сотрудничества вдоль ее границ. "(Европарламент) подтверждает готовность ЕС помочь странам "Восточного партнерства" в реализации их интеграционных усилий, в частности, в вопросе реализации выполнения временного применения (до завершения ратификации - Ред.) соответствующих положений соглашений об ассоциации или относительно углубленных и всеобъемлющих ЗСТ после их подписания, возобновления приостановленных программ по предоставлению займов и помощи, упрощению визового режима и в контексте перспектив безвизовых поездок", - также отмечается в резолюции. Тем самым Европарламент использовал метод "кнута и пряника" в отношении России, сначала обвинив ее в "оказании давления" на участников программы ЕС "Восточное партнерство" и призвав "уважать их суверенное право на собственный политический выбор", после чего посулив Москве расширение "региона стабильности, процветания и сотрудничества вдоль ее границ" благодаря реализации данной программы. Правда, при этом депутаты законодательного органа ЕС умолчали о том, что ряд стран-участниц "Восточного партнерства", планирующих подписание (Украина) или парафирование (Молдова) соглашений об ассоциации с ЕС включительно с зонами свободной торговли (ЗСТ) на саммите в Вильнюсе также являются участниками Соглашения о ЗСТ в рамках СНГ наряду со странами Таможенного союза (Россией, Беларусью, Казахстаном), а также Арменией, Таджикистаном и Кыргызстаном. И хотя статья 18 Соглашения позволяет сторонам налаживать свободную торговлю с другими странами и объединениями, но вместе с тем пункт 4 статьи 18 определяет: "В случае если участие одной из Сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, существенным образом негативно влияет на взаимную торговлю участников настоящего Договора, по предложению любой заинтересованной Стороны, Стороны проводят консультации с целью выработки и принятия мер, направленных на восстановление взаимной торговли". В то же время в "Дополнении 6" к Соглашению определено: "В случае если участие одной из сторон в соглашении, предусмотренном пунктом 1 статьи 18, ведет к росту импорта из такой стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства–участники Таможенного союза без ущерба для применения статей 8 и 9 настоящего Договора после проведения соответствующих консультаций сторонами, оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой Стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования". Как известно, режим наибольшего благоприятствования в торговле предусматривает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим или юридическим лицам. Следовательно, Киев и Кишинев должны были синхронизировать переговоры по заключению соглашения о ЗСТ с Евросоюзом со странами Содружества, и в первую очередь – со странами Таможенного союза с целью недопущения"торговых войн" на постсоветском пространстве вследствие "процветания" процесса перетока товаров с Запада на Восток благодаря действующему режиму свободной торговли. Поскольку же этого сделано не было, то Россия получила право использовать тарифные и нетарифные меры в отношении Украины и Молдовы для защиты внутреннего рынка уже на нынешнем этапе в рамках подготовки к будущей зоне свободной торговли между странами "Восточного партнерства" и ЕС. В случае же создания ЗСТ российская сторона станет относиться к ним как к любому третьему государству, либообкладывая их товары импортными пошлинами на общих основаниях, либо и вовсе выйдя из режима свободной торговли с этими странами. Поэтому депутаты Европарламента вслед за пациентами сумасшедшего дома из известной песни Владимира Высоцкого могут обращаться хоть в передачу "Очевидное – невероятное", хоть в "Спортлото", однако понятно одно: Россия также имеет "суверенное право" на защиту собственной экономической безопасности, которое нельзя аннулировать никакими резолюциями "парламентских говорунов" Евросоюза. Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
|