Меню сайта








  
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 135

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031





Приветствую Вас, Гость · RSS 17.04.2024, 01:15

Главная » 2009 » Июль » 12 » Полтавская битва.Взгляд из современности.Гетман Мазепа вчера и "мазеповщина" сегодня.
Полтавская битва.Взгляд из современности.Гетман Мазепа вчера и "мазеповщина" сегодня.
12:47
Мировая общественность, украинский, русский и белорусский народ  празднуют 300 - летие  Полтавской битвы. До сих пор не утихают споры о значимости Полтавской победы, но одно несомненно, что  Генеральная баталия Северной войны  оборона Полтавы стала вехой  содружества  украинского казачества, украинского народа с Русской амией, скрепой  русского и украинского народа.

      Битва под Полтавой была одним из событий, которые определяют ход мировой истории. Она совершила крутой поворот в политических отношениях не только Восточной, но и Северной и  центральной Европы.

       Сегодня политики пытаются  дать всем этим историческим событиям другую окраску. Украинские политики  выделяют  большое значение участию казаков – мазепинцев  в борьбе за независимость Украины. И, конечно неоднозначная личность гетмана Украины Мазепы  вводится в ранг героя – борца за независимую Украину.  Хотя история перехода Мазепы к шведскому королю подтверждает  факт предательства гетмана.

      Можно долго искать причины и следствия предательства  Мазепы. Но всегда  надо смотреть в самый корень: происхождение, образование, вера, характер.

Иван Степанович  Мазепа был  шляхтич православной веры их западной Малороссии и служил при польском  короле  Иоанне – Казимире комнатным дворянином.  Это было после того, как победы казаков  заставили поляков несколько времени уважать малорусскую народность и православную веру, и в знак такого уважения допускать в число дворян королевских, т. е придворных молодых особ шляхтенного происхождения из православных русских.

       Всегда на жизненном пути Мазепе помогала его образованность, ловкость, любезность в обращении, знание иностранных языков и талант найти покровителя. Об этом свидетельствуют его биографические данные Он не был простым казаком, а всегда занимал   должности  то генерального  писаря у гетмана Дорошенко, то отвечал за воспитание детей гетмана  Самойловича. А когда получил чин генерального есаула, то в этом звании ездил несколько раз в Москву по поручению Самойловича и там расположил к себе  любимца царевны Софьи Голицына. После  неудачного  крымского похода гетмана Самойловича лишили гетманства, а Мазепу избрали гетманом только потому, что так хотел Голицын.

       Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между "значными"  казаками  и  чернью. К первым принадлежали зажиточные люди, имевшие  притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа. Чернь  составляли  простые  казаки,  и к ним примыкала  вся масса простого   народа, не входившего в сословие казаков. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должности или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных. Тем более причисляли себя к классу значимых и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были по своему рождению или по жалованию шляхетским достоинством. Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно таким. Он естественно должен был привести в казацкое  общество, куда поступил, польско-шляхетское напрвление, к  которому  так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал  вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что,  действуя в польско-шляхетном духе, он одинаковым образом  должен был поступать  для того, чтобы заслужить  московского правительства и удержаться на приобретенном  гетманстве. Через некоторое время, (в 1696году), видевшие близко состояние  Малороссии, сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них в качестве своей гвардии особые компанейские  сердюцкие полки, что он  позволил старшинам  обращать казаков  к себе в подданство и отнимать у них земли. Мазепа в первый раз ввел в Малороссии  панщину (барщину) или обязательную работу в прибавку к дани, платимой земледельцами  землевладельцам, у которых на землях поживали. Мазепа строго запрещал простым людям вступать в  число казаков и этим столько вооружал против себя простонародных людей, сколько угождал видам московского правительства. Как только установился Мазепа на гетманстве, сразу приблизил к себе свою родню.  

     Лесть и доносы были основой в отношениях с русским царем. Стараясь более подделаться к милости  государя, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных ему  малорусов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал полезным и возможным возвратить в подданство России, уступленную Польше правобережную Малороссию.  Петр не поддавался на уговоры Мазепы, так как не хотел ссориться с Польшей, но не сердился на  гетмана.  Петр был уверен, что Мазепа  дает советы в интересах российского государства.

      Все попытки  разных людей, казаков, и других исторических личностей донести до государя  правду об измене всегда заканчивались жестокой расправой над доносчиками. Царь любил  Мазепу и верил в его преданность. Но  полтавская битва вывела на чистую воду гетмана и раскрыла глаза государю  на измену своего любимца.

     Когда царь узнал, что Карл XII  повернул в сторону Украины, дал распоряжение, чтобы гетман  шел к великороссийскому войску на соединение, а казацкая конница преследовала неприятеля сзади и  напала на его обоз. Самого гетмана царь хотел видеть начальником этой конницы во время её военных действий. Но Мазепе не хотелось в этом участвовать и он писал письма о том, что болеет и кроме этого жаловался на свой народ, который нельзя оставить без его гетманского присмотра. Получив такие письма генералы и министры предложили Мазепе назначит вместо себя наказного гетмана, а самому двигаться навстречу главной армии.

      Мазепе нужно было решиться: или оставаясь верным царю, примкнуть к великорусскому войску, или перейти на сторону шведского короля. В Украине  относительно измены были несколько другие понятия.  Край недавно  присоединился  и малороссияне ещё не привыкли считать Великороссию таким же отечеством, как и свою Малороссию. Уже давно существовала боязнь, что   Москва рано или поздно искоренит казачество, нарушит все так называемые малороссийские права и  постарается уравнять Малороссию  со своими великорусскими областями.

      Вопрос о том, что именно побудило  Мазепу перейти на сторону Карла, много раз было предметом исследования историков, и в наше время образовалась мысль, что переход Мазепы произошел внезапно, в силу такого положения, в котором гетману приходилось выбирать то или другое. Если  и прежде в  порывах  негодования  к Москве  бродила в его голове, как и в головах старшин, мысль о союзе с Карлом, то мысль  эта едва ли бы осуществилась, когда бы сам Карл своим движением в Малороссию не дал ей хода. До сих пор Мазепа отделывался  мнимыми болезнями, то дальше  отвертываться нельзя было. Меньшиков написал Мазепе письмо  с приглашением на совещание.  Тогда Мазепа пригласил своих старшин и полковников, обозного Ломиковского, Генерального писаря Орлика. На этом совете все решили написать письмо с изъявлением радости по поводу прибытия Карл XII  к Украине, просили помощи и освобождения  всего малороссийского народа от тяжелого московского ига и  обещали для шведского войска подготовить паромы на Десне у Макоштинской пристани. Сам Мазепа с отрядом в 1500 (количество в разных источниках разное) человек поехал к шведскому королю. С ним были  старшины, несколько полковников, сотников и значного товарищества. В селе Бахмаче Мазепа присягнул перед ним, что принял протекцию шведского короля не ради своей приватной пользы, а для добра  всей малороссийской отчизны и всего казачества. Мазепа и Карл XII подписывают в 1708 году пакт о союзе  в  Северной войне.

       Не совсем хорошо было Мазепе у шведского короля. Малороссы вместо того, чтобы встречать шведов, как  избавителей от московской неволи, на каждом шагу сопротивлялись им. Не только казаки, составляющие военное сословие, но и простые  люди собирались шайками, нападали на шведские отряды, ловили и представляли царю посланцев, ездивших по краю с возмутительными воззваниями  Карла XII  и Мазепы. Шведы поставили это на вид Мазепе, начинали подозревать, что и сам  Мазепа при случае уйдет  и  попытается получить царское прощение. Мазепа содержался у них под незаметным для него караулом, тогда как увлеченные им  малорусы, один  за  одним  то  дело уходили от шведского обоза. Только запорожцы составляли исключение. Они явились к Карлу XII  в числе 3000 под начальством своего кошевого Кости Гордиенко.

        Мало выгоды получили шведы от перехода к ним Мазепы. Совершилась знаменитая Полтавская битва. Карл сбежал, с ним  бежал и Мазепа. Они очутились в турецких владениях.

 

        6 ноября съехались в Глухов  духовенство, киевский Митрополит и два архиерея черниговский Иоанн Максимович и переяславский  Захария Корнилович. 12 ноября в соборной Троицкой  церкви после литургии и соборного молебна совершен был обряд проклятия Мазепы. Духовенство пропело над портретом Мазепы , украшенным орденом Андрея Первозванного, трижды анафему его имени. По совершении  проклятия палач потащил портрет по улице  веревкой и повесил портрет на виселице. Духовенство распорядилось, чтобы  по всей Малороссии на церковных дверях было прибито объявление, извещающее о том, что Мазепа со всеми своими единомышленниками, предавшими страну, отвержен от церкви и проклят. До сих пор анафема не снята с имени Мазепы. И до сих пор духовенство с осторожностью высказывается по этому поводу.  Одни считают, что анафема была выполнена  под  политическим давлением Петра и Мазепа не предавал православие, а другие – Мазепа предатель и анафеме предан заслуженно.  Украинское духовенство в лице митрополита Черкасского Сафрония  и  ректора Ужгородской Украинской богословской академии  протоирея Виктора Бедя заняли  последовательно украинскую патриотическую позицию.  Отменить анафему могут только те, кто её налагал.

 

       Кто такой был  Мазепа, занимавший пост гетмана 21 год? Зарубежные  архивные документы рядом с образом предателя, лжеца и властолюбца  и гуляки указывают на рассудительность, прекрасные дипломатические способности, называют энергичным человеком с острым умом и европейской образованностью. Петр Великий очень доверял Мазепе и от него зависела судьба Украины, но он, постоянно находился в конфликте со старшинами, его бездарное руководство повергло страну в экономический, политический, культурный упадок. Мазепа способствовал распространению католичества, чем предавал Православную веру.

       Гетман Мазепа  до мозга костей  был поляком по своему  воспитанию  и нравственным понятиям.  

      Сегодня термин "мазеповщина" как никогда  актуален.   Если    вплоть до 1990 года Полтавская битва считалась гордостью,  как  русского, так и украинского народа, то  после развала Советского Союза  целый ряд политиков, историков стали искать в событиях 300 летней давности  всякие подводные камни.  Изменника гетмана Мазепу ввели в ранг героя  и назвали борцом  за независимость.  О какой независимости могла идти речь, если Украину со всех сторон окружали  государства, желавшие подчинить себе народ, веру, земли.  Петр 1 сражался с лозунгом "за свой род, за отечество, за православную нашу веру, церковь".  А какую независимость мог получить Мазепа, сдавшись шведскому королю? В лучшем случае Малороссией управляла бы Польша. Все забыли 1654 год, когда состоялась Переяславская Рада, на которой  народ под предводительством Богдана Хмельницкого  просил защиты у русского царя? Мне, православному человеку никогда не была понятна ненависть к  России, ненависть к Московскому патриархату. Единая вера, единые корни всегда должны объединять, а не разъединять народы. Впрочем, во времена Северной войны простой народ  великороссы, малороссы и белорусы плечо к плечу стояли  в борьбе против шведов, поляков, татар.  А  старшины,  шляхтичи,  приближенные к  королевскому двору предавали веру, народ, свободу. Об этом свидетельствуют факты продажности верхушек власти. 

        Как ни странно  "мазеповщина"  пронизала все слои  нашей украинской  власти. Новоявленные патриоты  хотят любой ценой  отгородиться от братьев славян  и готовы идти на любые унижения ради  европейской интеграции. Европейская интеграция внесет в страну чуждые нам ценности, чужую веру, чужие идеалы. Православная церковь должна сегодня стать единственным объемлющим символом и залогом "единой и неделимой России".  С развалом Советского Союза  "мазепинцы" - кравчуки, ющенки, тимошенки и многие другие, воспитанные на идеалах дружбы, интернационализма, товарищества, т.е на принципах строителей коммунизма, вдруг сдали всё и открыли двери нашего дома для врага. Они разрушили экономику и сельское хозяйство, они впустили в страну секты, они разложили все моральные ценности. Народ прозябает в нищите, а они как Мазепа  жируют и вывозят капиталы за границу.  Благодаря Северной войне Петр 1 создал армию, флот, построил города и порты для защиты страны (его некоторые политики называют тираном).  А наши "патриоты" продали весь  флот, разоружили армию, разворовали казну и готовы лизать НАТОвские  сапоги, объясняя это созданием коллективной безопасности.  Что с нами всеми произошло?  Генетический код славянина всегда был самым прочным, самым сильным.  Сегодня "мазепинцы" – это агенты влияния, которые, получив обработку мозгов ненавистью к русским (своим генетическим братьям) стали манкуртами.  Опьяненные  мечтами о западных ценностях, они  уничтожают историю, образование, культуру, науку. Манкуртам этого ничего не надо. Все поставлено на голову. Поэтому не удивительно, что сегодня чествуют предателей Мазепу и Шухевича, Петлюру и Бандуру.  Теперь с легкой  руки Ющенко этих предателей называют национальными героями. Ющенко действует по схемам своего учителя – гетмана Ивана Мазепы. Долгие годы  президент Украины делает всё, чтобы  многовековая дружба России и Украины стала мифом, а отношения между братскими народами ухудшались.

       Но есть и другие силы в Украине.  

       Прогрессивная социалистическая партия Украины последовательно и постоянно борется за принципы, закрепленные в Декларации о государственном суверенитете, которые  народ Украины закрепил на Всеукраинском референдуме и которые служат основой для заключения нового союзного договора. ПСПУ борется за Единое Экономическое  пространство  вместе с Россией, Украиной и  Белоруссией, за  государственный  русский язык. Депутаты местных советов всех уровней Блока Наталии Витренко "Народная Оппозиция" во все советы подают проект решения о проведении местных референдумов по приданию русскому языку статуса государственного. Программные принципы Прогрессивной социалистической партии Украины нашли своё отражение  в  Декларации 111  Собора славянских народов Белоруссии, России, Украины , принятой в Киеве 25 апреля 2009 года.  Партия не на словах, а на деле борется против НАТО. Три года подряд стояли антиНАТОвские палаточные городки в Крыму, Николаеве, Одессе. Мы выступаем против героизации воинов ОУН УПА. Соответствующие решения подавались в советах и по всем городам пикетировались выставки  ОУН - УПА.

 

      Мы делаем, всё, чтобы братские народы объединились для созидательной работы на благо Белоруссии, России, Украины.

 

 

 

Каёткина Людмила Павловна

депутат Донецкого областного совета

Блока Наталии Витренко "Народная Оппозиция"

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Н.И. Костомаров, "Русская история в жизнеописаниях её важнейших деятелей", Ленинград 2007г.

2. К.О. Осипов " Полтавская битва", Москва,1952 год

Просмотров: 944 | Добавил: SKIF | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz